Какие вопросы ставятся перед экспертом-психологом?

Перед экспертом-психологом для проведения психологической экспертизы обязательно формулируются вопросы к исследованию. Правильно поставленные вопросы имеют крайне важное значение. Нередко вопросы перед экспертом ставятся некорректно, что снижает вероятность ответа на них или делает экспертизу бесполезной. Прежде чем назначать проведение психологической экспертизы, обязательно надо убедиться в том, что вопросы сформулированы грамотно и по делу. Примеры корректных вопросов эксперту:

  • Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности Иванова А.Б., соответствует ли его психическое развитие возрасту?
  • Имеются ли у Иванова А.Б. такие индивидуально-психологические особенности, как повышенная возбудимость, агрессивность, враждебность, внушаемость, подчиняемость?
  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?
  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
  • Имеются ли у Иванова А.Б. какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и пр.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?
  • Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
  • Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?
  • Находился ли Иванов А.Б. в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
  • Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждом из родителей?
  • Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей к ребенку?
  • Является ли решение Ивановой А.Б. 01.01.2009 года рождения проживать совместно с отцом сформированным под влиянием ближайшего окружения или третьих лиц?
  • Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания (определенных условиях участия родителя в воспитании)?

Оставьте заявку


© А. Ю. Колесова, 2009 – 2020